Когда-то здесь веселились и творили именитые личности: одним словом – свободные люди. Многие колоритные представители рокерской субкультуры становились известными благодаря этим клубам и концертным залам. И также оставили после себя в этих местах добрую ауру и вдохновение. Правда, сейчас от большинства этих мест мало, что осталось, если и вовсе не исчезли. А те, которые сохранились, либо стали памятником, либо уже утратили популярность в силу современных реалий.
Конечно, «тусовки» — сказано грубовато, но правдиво. Неформальная молодежь и прочие приходили сюда отрываться по полной: спасались от одиночества, бухали, слушали музыку, находили свою нишу. Однако для творческих групп и людей эти самые тусовки являлись смыслом жизни, после чего они становились популярными на всю страну.
Ул. Рубинштейна, 13
Ленинградский рок-клуб… Было море попыток открыть подобные заведения, но все они заканчивались ничем. Когда же нашлись люди, после упорных переговоров с директором ЛМДСТ, было решено – клубу быть.
Пожалуй, самая богатая на группы рок-обитель. Он открылся в 1981 году – 7 марта состоялось первое выступление групп «Пикник», «Россияне», «Мифы» и «Зеркало». Таким образом, ознаменовался день рождения клуба. Ну, а вступившие туда многие группы, давно уже вошли в классику русского рока: «Кино», «Алиса», «Аквариум», «Зоопарк». Обозначался и «ДДТ», «Звуки Му», «Чайф», «Бригадный подряд», «АукцЫон», «НОМ», «Секрет», «Телевизор». А в 1989 даже «Гражданская оборона» заглянула на фестиваль.
Кстати, фестивалей организовывалось достаточно много – их можно найти на YouTube. На фестивали приглашали жюри. А деятельность в целом так и вообще курировало КГБ. Если все это послушать, то невольно задумываешься, а где рок, где беспредел? Может быть, такая официальность и навредила клубу, кто знает. В годы перестройки подобным местам пришлось не сладко – их закрывали. Однако, бурная деятельность ЛРК дала российскому слушателю и зрителю те группы, которые мы знаем сейчас. А для Питера это, безусловно, легендарное рок-место.
Ты что, с Урала?
По образу и подобию ЛРК появляется Свердловский рок-клуб. Или же уральский, что не является противоречием. Не упомянуть о нем нельзя, так как приличная часть известных нам талантливых групп именно оттуда: «Урфин Джюс», «Трек», «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Смысловые галлюцинации».
Как-то, на фестивале «Весна УПИ» в 1978 выступает «Машина времени», которая производит впечатление на публику. После этого появляются, можно сказать, последователи, которые раскачивают музыку среди молодежи. Раскачали и правда серьезно – никто не ожидал, что в атмосфере сурового Урала можно что-то ожидать от инженеров и каменщиков.
Сибирская «школа»
Сибирь. Если Свердловск отличался своей меланхоличностью или депрессивностью, то сибирская школа — это психоделия и гаражный панк. «Гражданская оборона», Янка Дягилева, «Инструкция по выживанию», «Калинов мост», «Иван кайф», «Кооператив ништяк» — все это часть субкультуры, которая не имела централизованности. Однако было одно место, где себя проявили «СПиД», «ПУТТИ», «Гр.Об.» и многие вышеперечисленные – ДК Чкалова.
Московская рок-лаборатория
Конечно же, стоит рассказать и про столицу нашей родины. Чтобы контролировать спонтанную концертную деятельность, в Москве 23 октября 1985 года, по указу тогдашнего первого секретаря МГК КПСС Виктора Гришина при Едином научно-методическом центре Главного управления культуры Исполкома Моссовета была организована рок-лаборатория. Московская рок-лаборатория объединила почти все существовавшие на то время московские и подмосковные команды т. н. «золотого подполья 1980-х»: «Черный обелиск», «Альянс», «Ва-банкъ», «Коррозия металла», «Бахыт-компот», «Ногу свело», «Монгол Шуудан», «НАИВ», «Крематорий». Правда, по сравнению с остальными «очагами» субкультуры рока, Москва не могла похвастаться стержневым характером. То ли это оттого, что каждый был сам по себе, то ли течению навредила ранняя коммерциализация. Московский «дух» был действительно другим, субкультура была другой. Можно сказать менее резкой и громкой.
Там, где «TaMtAm»
Вернемся в Санкт-Петербург. Когда новому поколению нужно было новое пристанище, появляется рок-клуб TaMtАm, который серьезно отличается от старой школы. Старые рокеры, можно сказать, передали эстафету самородкам. Что ж, 1990-е есть 1990-е. Вот где действительно происходила безбашенная тусовка. Из рок-клуба вышли такие здоровые группы как «Король и Шут», «Пилот», «Tequilajazzz». В расцвет клуба себя также успели показать «Сплин», «Химера», «Вибратор», «Джан Ку», «Нож для фрау Мюллер», «Маркшейдер кунст», успели засветиться «Автоматические удовлетворители». Отреставрированный Всеволодом Гаккелем, бывшим участником «Аквариума», клуб приютил множество людей и если б не он, то может мы бы и не знали песен про лесника и шнурки. Действительно, клуб стал для приходившей туда публики чем-то вроде необходимой отдушины. Народ представлял из себя гремучую смесь, которая то и дело взрывалась в определенных условиях. Сюда приходили любители панка, гранжа, металла, а еще фолка и регги. Кто-то здесь только начинал свою карьеру и позже взлетал, а кто-то в угаре от кислоты или алкоголя ломал себе судьбу. Таким образом, клуб на Васильевском острове образовал вокруг себя неповторимую атмосферу раздолбайства, радикальности и громкой своеобразной музыки. Просуществовал клуб недолго, всего четыре года – в 1996 году он закрывается.
«Накурили… устроили здесь сайгон, понимаешь»
Дежурят ребята в народных дружинах.
К Сайгону приезжают в служебных машинах.
Продолжая тему Питера, можно упомянуть кафе «Сайгон». Официально оно никак не называлось, но все знали, что это Сайгон. По легенде, представитель правоохранительных органов, побывав там, высказался примерно так: «Накурили… устроили здесь сайгон, понимаешь». Раньше, не слишком уютное заведение стало пристанищем для художников и поэтов в 1960-х, 1970-х. А в 1980-х здесь тусовалась неформальная молодежь, а на чашку кофе забегали Цой, Кинчев, Олег Гаркуша, Борис Гребенщиков. Действительно, для того поколения это был небольшой островок свободы, где неформалы обменивались музыкой, пластинками, узнавали даты предстоящих квартирников.
Вот так развивалась и жила субкультура рока на начальном этапе и на этапе второй волны. Андеграунд будет существовать всегда, а потому ему нужно какое-то место для реализации. Так что прекрасно, что появлялись подобные места, где человек, музыкант мог найти свой второй «дом». Свой рок-клуб.