Концерт Laibach в Москве: светло-мрачные Звуки Музыки

11 октября 2018 года прошел концерт в Laibach в Москве. Легендарное культорно-творческое объединение из бывшей Югославии и ныне Словении выступило в ГЛАВCLUB GREEN CONCERT. Арсений Мальков побывал на мистерии уроженцев города Любляны и поведал об увиденном и услышанном на выступлении формации концептуального современного искусства.

Концерт Laibach в Москве (11-10-2018 ГЛАВCLUB): репортаж, фото Евгений Стукалин

Удивительно, но очередь при входе была как в конце 1980-х в мавзолей или в 1991 году в Макдональдс на Пушкинкской: создалось впечатление, что в зале будет яблоку негде упасть. В последствии внутри оказалось действительно много публики, но в vip-ложах и на балконе, что порадовало! Танцпартер остался более чем свободным. У пульта управления звуком и светом ака «радиорубка» был замечен гостеприимный хозяин заведения Игорь Тонких, который впервые привез Laibach в Россию в 1990-х (и не только их). Все говорило о значимости мероприятия.

Впервые Ваш покорный тогда же и узнал о существовании такой прославленной культовой группировки, как о каверовщиках The Beatles и JC Superstar c мрачным ужасающим саундом, удовоборимым не только для тогдашних металлеров, панков, трешеров, готов, но и остальных субкультур тех времен – даже хипперей, хотя и группа «милитаризированная». Так было и в этот раз, только за эти уже 30 лет еще только прогрессивней и современней. Неудивительно, что публика собралась 30+, но и молодежи присутствовало немало.

Концерт Laibach в Москве (11-10-2018 ГЛАВCLUB): репортаж, фото Евгений Стукалин

Выступление праотцов индастриала, из которых потом выйдут попсовые пиротехнические Rammstein, предваряла инструментальная музыка и зарепитенный долгий модулирующий гул. Ровно через 48 минут наши герои вышли на сцену. И надо упомянуть, ВЫХОДИЛИ с большой буквы в самом широком смысле этого слова. С военной выправкой шагали из тьмы по очереди к своим инструментам мастера, подсвеченные лучами направленного света, что не могло не приковывать внимание загипнотизированной публики.

Первые четыре-пять композиций были словесно-звуковыми ландшафтами, что вдохновили нас на изучение немецкого языка… Мы быстро, абсолютно не понимая, врубились в смысл песнотворений. Характерное декламационное интонирование звучным басом ( которую потом скопируют краснознаменные Rammstein) основного персонажа в клобуке – Милана Фраса (фронтмена и иконы Лайбах); видеоролики на экране высокого качества под раскатистые громы барабанов и смычковым пилением гитарных струн дредастого гитариста; микс аналоговых и цифровых синтезаторов по правую и левую от руку Милана от двух кейбордистов – всё это звучало и выглядело мрачновато, но упорядоченно, как и свойственно немецкой педантичности и математически точной эстетике. Милан дирижировал всеми как настоящий предводитель каманчей, все участники ансамбля общались на высоком тонком ментальном бессловесном языке.

Концерт Laibach в Москве (11-10-2018 ГЛАВCLUB): репортаж, фото Евгений Стукалин

Концерт Laibach в Москве (11-10-2018 ГЛАВCLUB): репортаж, фото Евгений Стукалин

После вышел второй вокалист. Сдается нам, что он когда-то поигрывал у Горана Бреговича на барабане и подпевал, или уж очень на оного похожий. Своим тонким тенором в стиле современного соула аля Ашер он спел красивые лирические баллады. Изюминкой отделения стала вокалистка, вышедшая на сцену украдкой, с кудрявой химической шевелюрой и глубоким декольте, в черном платье и с мегафоном в руке (мы сразу заностальгировали по Майку Стайпу,ага).

Самым мощным сюрпризом нас сразили кавера из нашего фаворитного культового мюзикла Роджерса и Стайна Sounds of Music since 1967. Были сыграны все наши любимые основные треки: DO RE MI, I Am 16 Going 17, My Favorite Things, Good Bye, Edelweiss –практически все нетленки прозвучали в своей брутал-индастриал манере. Мы были единственными, кто активно подпевал, но из-за нестандартных неоригинальных форм этих эверегринов немного не попадали в такт, так как привыкли петь и исполнять в исходном коде. Но это не главное. Это было светлым прочтением этого исторического памятника.

Концерт Laibach в Москве (11-10-2018 ГЛАВCLUB): репортаж, фото Евгений Стукалин

Концерт Laibach в Москве (11-10-2018 ГЛАВCLUB): репортаж, фото Евгений Стукалин

Даже дети и прототип Джулии Эндрюс на экране были заменены не то кореянкой не то киатянкой и детьми той же национальности,синхронно выплясывающих гудаперчивой пластикой(наверное, все-таки это были северные соплеменники Виктора Цоя). Тонкая игра на светлом и черном – когда берутся классические уже стандарты и накладываются на политические кадры хроники, топящие за свободу слова и самовыражения. Тонкий троллинг искусства.

Как известно, все участники формации Laibach по свой основной профессии – политологи и художники. Все выглядит звучит искренно без пафоса, без надрыва, и при том сильно. Традиционно были три энкора, на которых прозвучали Sympothy to the Devil производства «Катящихся Камней» и еще долгожданный Life is Life от «Опуса» финальным аккордом. Для себя мы взяли на вооружение спалленные мастерами жанра сценический хаки, и при удобной оказии применим.

Концерт Laibach в Москве (11-10-2018 ГЛАВCLUB): репортаж, фото Евгений Стукалин

Снимал концерт Laibach в Москве Евгений Стукалин, которому Eatmusic выражает благодарность за предоставленные фото.

Если вы нашли ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.