В рамках международного образовательного проекта Backstage Secrets 29 сентября в Санкт-Петербурге проведет мастер-класс один из ведущих американских сессионных музыкантов – Рой Кэриок (Roy Karoik). Участник множества крупных фестивалей и туров, Рой гастролирует по всему миру в качестве гитариста в концертных составах топовых артистов поп-сцены: The Backstreet Boys, Toni Braxton, Paula Abdul и других.
Будучи активно гастролирующим музыкантом, Рой познал все прелести и тяготы концертной жизни, о чем он охотно готов поведать молодым музыкантам: какие «сюрпризы» таят в себе глобальные туры, как справиться со сложностями и непредвиденными обстоятельствами, что нужно, чтобы стать успешным сессионным
музыкантом и чего совершенно точно нельзя делать на концерте. В преддверии мастер-класса Роя Eatmusic пообщался с музыкантом и получил ряд интересных ответов.
ЕМ: Какими параметрами должен обладать гитарист для построения успешной сессионной карьеры? Должен ли он быть техничным и заниматься шреддингом (группа упражнений для скоростной техники игры – прим.ред.), идеально владеть музыкальной теорией, может быть хорошим сонграйтером?
Рой Кэриок: Я думаю, что техника имеет очень большое значение, но нужна она для того, чтобы свободно переносить то, что у музыканта в голове, на его инструмент. Музыкальная теория – вещь такая, которую стоит знать, но не обременять себя ей сильно, самое главное – это проводить как можно больше свободного времени за инструментом, познать свою гитару (или любой другой инструмент) настолько, насколько это возможно.
ЕМ: Бывает ли такое, что, выработав свой собственный уникальный стиль игры, музыкант не может получить работу в коллективе из-за того, что его собственный стиль игры не соответствует тому, что играет группа?
Рой: Все зависит от того, какова цель – быть артистом или сайдменом. Вырабатывать свой собственный стиль важно, но если целью является стать качественным сессионным музыкантом, то стоит скорее быть универсальным и уметь подстраиваться под любую ситуацию.
ЕМ: Вы работаете со многими известными коллективами. Не случалось ли такого, что туры нескольких пересекаются, и приходится выбирать, с кем сотрудничать? На чем тогда основывается ваш выбор?
Рой: Иногда случается, что приходит два заказа в одно время, я обычно стараюсь быть верным своему слову, и кому я первому пообещал свои услуги, с тем и буду работать. В то же время очевидно, что если второй платит в разы больше, то я пошлю первому вместо себя на замену музыканта, которого лично знаю и в котором уверен.
ЕМ: Вопрос специально для поклонников гитары, читающих наш журнал: используете ли вы одни и те же педали эффектов в разных коллективах, или для каждой группы – свой набор?
Рой: Все музыканты, с которыми я работаю, сильно отличаются. У меня есть основной педалборд, который я использую в большинстве случаев, но для каждого из артистов я настраиваю отдельный звук, который сохраняю (фоткая настройки или запоминая).
ЕМ: В России очень часто музыканты, которые становятся известными, не имеют музыкального образования; в свою очередь, те, кто прошел музыкальную школу, жалуются на излишнюю академичность и отрешенность от современного творчества. Помог ли вам колледж Беркли в музыкальном развитии?
Рой: Тут мы опять обращаемся к вопросу о музыкальной теории/ технике/ знанию своего инструмента… Круто иметь в своем распоряжении все эти навыки, чтобы быть готовым к любой ситуации, но также ОЧЕНЬ важно не перебарщивать с ними. Это типа вещи, которые стоит изучить, чтобы потом забыть (смеется). Беркли дал мне намного больше, чем просто музыкальную теорию, он подарил мне знания о том, как работать вместе с совершенно разными людьми с различным происхождением, с различными стилями игры, и в целом научил меня всевозможным музыкантским премудростям.
ЕМ: На что в первую очередь необходимо обратить внимание новичку-гитаристу, который уже научился вполне сносно играть, но хочет перейти в ранг серьезного турового музыканта?
Рой: Ритмическая точность — это все… Я думаю, что хорошее чувство ритма иногда даже более важно, чем то, какие ноты ты играешь. Если ты сыграешь их в правильном месте в грамотном ритме, звучать будет круто!
ЕМ: Что бы вы посоветовали гитаристу, который хочет научиться хорошо импровизировать? Как учились вы?
Рой: Записывать! Когда я был малым, записывал все, что слышал: все соло, каждую песню, каждого музыканта, который мне нравился. Также практикуйтесь над тем, чтобы вовремя ПЕРЕСТАТЬ ИГРАТЬ, просто дышать. Играть соло – это как разговаривать: никто не хочет ни слышать, ни разговаривать с человеком, который болтает без умолку. Люди теряют интерес.
ЕМ: В России стать востребованным музыкантом очень сложно, даже имея серьезный навык игры и ведя успешную композиторскую деятельность. Насколько сложно пробиться за рубежом?
Рой: Мне кажется, что быть музыкантом совсем непросто вне зависимости от того, в какой части мира ты находишься. Но если это твоя мечта и твоя страсть, то тогда других вариантов нет (улыбается).
ЕМ: Кстати, необходимо ли самому музыканту разбираться в юридических вопросах оформления контрактов и договоров, или стоит полностью переложить эту обязанность на менеджера? Какие здесь есть подводные камни и встречались ли вы с какими-либо проблемами в плане юридического оформления своей деятельности?
Рой Кэриок: Мне по душе, когда всеми вещами, не связанными с музыкой, занимается мой менеджер, потому что если я буду заниматься этим сам и сам буду договариваться с музыкантами, с которыми работаю, это может нанести ущерб творческому процессу и положительной энергии. Так что если это не музыка, я предпочитаю этим не заниматься.